Нашему собственному корреспонденту посчастливилось стать участником фестиваля по приглашению Государственного театра кукол Управления культуры г. Алматы.
В фестивальной афише – спектакли 28 театров из Кыргызстана, Азербайджана, Таджикистана и национальных республик России. Казахстанское театральное искусство представляли Жамбылский областной казахский драматический театр с саунд-драмой «Кыз-Жибек», а Государственный театр кукол Управления культуры Алматы показал спектакль «Ромео-Джульетта». Репертуар, представленный на фестивале, отличается разнообразием: зарубежная классика, этнические притчи, современная драматургия. Всего фестиваль собрал свыше 500 участников. Впервые приехали на фестиваль два театра из Узбекистана. Специальным гостем выступил Nottara Theater из Румынии со спектаклем «Moliere» по произведениям Ж.Б. Мольера и М. Булгакова. Режиссер спектакля Роман Феодори. Эпицентр культуры «Науруз» зарекомендовал себя настоящим фестивалем-форумом. На фестивале нет жюри, награждений победителей, все театры-участники в равной мере отмечаются специальными дипломами. Однако проводятся ежедневные пресс-конференции, выпускается газета, а в последний день фестиваля прошел круглый стол коллегии критиков фестиваля, именно на нем можно услышать мнения специалистов. В этом году впервые в истории «Науруза» прошел шоукейс для просмотра фестивальных спектаклей продюсерами из Франции, Германии, Норвегии, Венгрии, Ирана, Турции и Грузии. Как отметил художественный руководитель фестиваля, заслуженный деятель искусств России и Татарстана Фарид Бикчантаев, формат шоукейса продиктован временем. Известные театральные продюсеры должны обратить внимание на спектакли театров тюркоязычных народов. Многие из спектаклей не просто любопытны, они громко и смело заявляют о себе, к примеру, спектакль «Глумов» по пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» Салаватского государственного драматического театра, вошедший в лонг-лист самых заметных спектаклей сезона 2017-2018 гг. российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска». Основная цель «Науруза» – это укрепление межтеатральных связей и взаимное обогащение. «Творить, объединяя» – девиз фестиваля. Впервые «Науруз» состоялся в 1989 году по решению Союза театральных деятелей СССР тогда еще в Алма-Ате. После распада СССР ежегодный фестиваль не проводился в течение 5 лет. Возрождение состоялось в 1998 году благодаря инициативе Татарстана. С 2009 года фестиваль проходит один раз в два года. Спектакли нынешнего «Науруза» прошли на 7 театральных площадках Казани, это театр им. Г. Камала, театр кукол «Экият», театр им. К. Тинчурина, театр Г. Кариева и ТЮЗ. Спектакли сыграны и на площади перед театром Г. Камала, и на набережной озера Кабан.
Лицо куклы На всех спектаклях наблюдался аншлаг. Вот и спектакль Государственного театра кукол Управления культуры Алматы по мотивам трагедии У. Шекспира «Ромео-Джульетта» режиссера Дины Жумабаевой и художника-постановщика Юлии Черновой зрители брали штурмом. Не было мест в малом зале Татарского государственного театра кукол «Экият». Зрители были согласны сидеть на ступеньках. «Ромео-Джульетта» относится к числу тех спектаклей, на которые зритель всегда идет, этот вечный сюжет о любви никого не оставляет равнодушным. Однако в этом и заключается самая большая сложность. Многие из зрителей, наверняка, видели знаменитую пьесу Шекспира в интерпретации разных режиссеров. Значит есть момент сравнения. Поэтому перед режиссером Диной Жумабаевой стояла непростая задача: придумать интересный ход. Как отметила коллегия критиков фестиваля, это ей удалось. Во-первых, пьеса грамотно сокращена под формат театра кукол, при этом режиссер смог создать на сцене целостное сценическое произведение. Во-вторых, режиссер умеет работать с актерами. В спектакле, как отметила критик из Санкт-Петербурга Жанна Зарецкая, прекрасно работают молодые актеры – Галым Амангельдыулы, Салтанат Туребай, Арай Сактаганова, Шокан Кулназаров. Максат Камалов, Арайлым Байырбекова. Специалисты подчеркнули великолепную работу с куклами, которые сделаны профессионально и очень эмоционально. Все тонкое и мудрое в теме вечной любви передано зрителям. Причем, введение в повествование кукол, бумаги, красок, огонь свечей, а также современная одежда на актерах, хореография позволило соединить бытовые элементы и сценическую условность. Может быть это и объясняет, почему режиссер назвала свой спектакль нетрагедией. Сегодня театр кукол поднимает философские, глубокие нравственные темы. Это самый эффектный способ донести мысль до зрителя, за ним будущее, заявили специалисты на пресс-конференции, прошедшей после просмотра спектаклей кукольных театров. Театроведы и критики верят в большое будущее спектакля «Ромео-Джульетта», вышедшего в свет в самом начале этого сезона. – Неудивительно, что спектакль вызвал живую реакцию зала, в нем много хорошего, есть вопросы и это замечательно, – сказал директор фестиваля, театральный критик Ильфир Якупов. А сам факт появления великой пьесы в казахском кукольном театре казанские зрители приветствовали бурными аплодисментами. И, конечно, благодарили актеров и режиссера за ту энергию, которую они вложили в современную и нестандартную постановку.
Республиканская общественно-политическая газета "Литер"